Удовые ароматы получили свое название благодаря одноименной ольфакторной ноте, входящей в их состав. Они находятся на пике популярности уже много лет, хотя внимание к традициям восточной парфюмерии существовало всегда. И это неудивительно: насыщенные, обволакивающие, слегка горьковатые запахи веками вызывали у людей двойственные чувства, от неописуемого восторга до резкого неприятия, но никогда не оставляли равнодушными.
Без дымно-древесного акцента уда не обходится ни одна коллекция уважающей себя нишевой парфюмерии, однако стоимость этого ингредиента чрезвычайно высока. Поскольку сбор сырья затратен и сложен, цена «жидкого золота», как называют его парфюмеры, может доходить до 60 000 евро за 1 кг.
Что такое уд, и как его добывают
Источником самого дорогого натурального компонента парфюма является аквилария, или агаровое дерево, которое произрастает в тропических лесах азиатских стран: Бангладеша, Камбоджи, Таиланда, Лаоса, Вьетнама, Индонезии. Также его называют каламбак, агар, алойное или райское дерево, гахару, джинко, кинам и т.д.
Сама по себе древесина аквиларии обладает нейтральным, невыразительным запахом, не имеющим ничего общего с удовой нотой. Однако агар имеет одну интересную особенность: после заражения грибком Phaeoacremonium parasitica внутри ствола начинает вырабатываться густая смола, которая помогает бороться с инфекцией. Постепенно она пропитывает сердцевину, делая ее темной и очень ароматной. Пораженная грибком, деформированная, черно-коричневая древесина и есть сырье для получения уда.
Больная аквилария срубается, затем несколько дней сушится под солнцем. После этого сердцевина очищается, полируется и распродается на аукционах. Чтобы выделить из смолы драгоценное масло, ее необходимо подвергнуть экстракции углекислым газом, паровой дистилляции или гидродистилляции. Из 20 кг древесины получается примерно 12 миллилитров экстракта.
Интересный факт: уд — единственный компонент парфюмов, который всегда вынесен в их название.
Почему уд стоит так дорого
Существует несколько причин, обуславливающих баснословную стоимость этого компонента. Во-первых, заражению грибком подвержены не все деревья — благодаря эволюционным механизмам, выработанным природой, заболевает лишь одна аквилария из десяти. Кроме того, чтобы уд «созрел» и стал пригоден для парфюмерных нужд, дерево должно бороться с инфекцией не менее 15-20 лет. Наибольшую ценность представляют аквиларии, возраст которых составляет 60 лет и старше. Таких экземпляров становится все меньше и меньше, а для новой культивации требуются долгие годы.
Во-вторых, сам сбор сырья является сложным и затратным. Опознать зараженное дерево по внешнему виду невозможно, поэтому поиском потенциального источника уда занимаются профессиональные проводники. Искатель вбивает в выбранный ствол тонкую трубочку и проверяет наличие смолы: если она потекла, аквиларию срубают.
Когда охотники встречают недавно заболевшее дерево, в котором накоплено недостаточно смолы, то помечают ствол и возвращаются к нему через несколько лет. За это время они пытаются заполучить аквиларию в собственность или заключают договор о неприкосновенности с владельцем территории, на которой было обнаружено дерево.
Из-за повышенного спроса на удовое масло ареал произрастания агара стремительно сокращается. Чтобы сохранить дикие леса и немного снизить стоимость сырья, производители парфюмерии стали спонсировать создание искусственных плантаций аквиларии. Впрочем, данная мера слабо повлияла на ценообразование: заражение грибком-паразитом проводится вручную, а срок для «созревания» смолы все также составляет не одно десятилетие.
Достижения современной химии позволили воссоздать синтетический уд. В нем также слышатся узнаваемые древесные мотивы, но искусственные аналоги так и не смогли приблизиться к благоуханию настоящего аромамасла.
Как пахнет уд
Звучание «жидкого золота» сложно назвать простым и однозначным — это тот случай, когда два человека не могут объяснить друг другу, что именно они почувствовали. Так или иначе, единожды познакомившись с удом, перепутать его впоследствии невозможно ни с чем.
Парфюмерия, включающая удовую ноту, принадлежит к древесному ароматическому семейству, однако ольфакторные характеристики позволяют также отнести ее к анималистической группе. Многим запах агарового масла напоминает древесину, смолу, дым, ладанные благовония. Другие слышат в нем животные оттенки, мускатный орех, сырость, уголь, даже бинты и медикаменты.
Чем выдержанней уд, тем объемнее и благороднее становится его звучание: появляются новые акценты и изменяются уже существующие. Часто удовые композиции дополняют цветочными или фруктовыми нотами, чтобы раскрыть всю уникальность и привлекательность древесно-анималистических аккордов.
Удовые ароматы от Dr. Vranjes
Oud Nobile — это уникальная композиция, вобравшая в себя лучшие парфюмерные традиции Востока и Запада. Ее звучание начинается с цитрусовых, освежающих нот нероли и бергамота. В сердце переплетаются мягкий, сладковато-дымный уд и терпкий ладан, создавая атмосферу таинственности и глубокой релаксации. Нижний ярус ольфакторной пирамиды представляют теплые, древесно-анималистичные оттенки древесины Гуахако, мускуса, циперуса.
Еще одним фактурным ароматом, сочетающим ориентальные и средиземноморские мотивы, является Leather Oud. Начинают выступление чувственные ноты герани и розы, тосканская кожа в сердце раскрывается согревающими оттенками ближневосточного уда, шлейф дарит драгоценное сандаловое дерево, сладкую ваниль и мускус. Эта чувственная композиция придает интерьеру гармонию и уют, а также настраивает на рабочий лад.
Создайте в вашем доме мистическую атмосферу Востока с интерьерными ароматами от Dr. Vranjes!
Что значат ноты и аккорды в парфюмерии