Ароматы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Правильно подобранный парфюм повышает уверенность в себе, позволяет выразить свою индивидуальность, влияет на настроение и эмоциональное состояние.
Для того чтобы найти композицию, полностью соответствующую стилю и характеру, ознакомьтесь с базовыми понятиями из мира парфюмерии, такими как «ноты», «аккорды» и «ольфакторная пирамида».
Что такое ноты и аккорды
Ноты в парфюмерии, соединенные воедино, создают сложное, но целостное и гармоничное звучание парфюмерной композиции.
Своим появлением этот термин обязан английскому парфюмеру Джорджу Уилсону Септимусу Пиессу и его книге «Искусство парфюмерии», написанной в 1857 году. При описании процесса создания аромата Пиесс постоянно сравнивал парфюмерные ингредиенты с музыкальными нотами: легкие запахи соответствовали высоким нотам, а тяжелые — низким. Автор считал, что запахи имеют много общего с музыкальными произведениями, у них есть ритм, гармония, длительность. И разрушить мелодию, как и аромат, можно одной неверной нотой.
Несмотря на неоднозначный характер теории, идея Джорджа Пиесса неожиданно обрела популярность, и ноты стали основным способом описания характера аромата. Недаром и то, и другое называют композицией, а парфюм не нюхают, а «слушают».
В свою очередь, аккорд — это сочетание нескольких похожих по тональности нот, образующих одно общее звучание. Он является основой, вокруг которой выстраивается аромат. К примеру, цветочный аккорд может быть создан посредством комбинации розы, жасмина, фиалки.
Зачем нужна ольфакторная пирамида
Ольфакторная, или обонятельная пирамида — визуальное отражение композиции аромата и процесса его раскрытия. Эта схема, впервые предложенная французским парфюмером Жаном Карлем, представляет собой равнобедренный треугольник, разделенный линиями на три ступени нот:
- верхние (начальные, стартовые, «головные»);
- средние («сердечные», центральные, смыслообразующие);
- нижние (базовые, шлейфовые).
Обычно в ольфакторной пирамиде на каждом уровне представлено от двух до семи нот. Распределение компонентов по фазам связано с их физическими характеристиками, в частности, с летучестью. Ольфакторная пирамида позволяет наглядно представить то, как аромат будет раскрываться с течением времени.
Хотя данный способ описания ароматов приобрел широкую популярность, его практическая ценность несколько преувеличена. Пирамида - не состав и не список компонентов, а субъективные обонятельные ощущения. Она отражает то, как должен воспринимать парфюм среднестатистический потребитель. Понять все тонкости аромата по такому описанию способен только “натренированный” человек, который знает, как пахнет, к примеру, ветивер, удовое дерево, а как — роза и ирис. При этом, смешиваясь друг с другом, ноты могут стать неразличимы.
Кроме того, аромат духов с самого начала раскрывается всеми своими компонентами, просто более летучие ноты постепенно исчезают, создавая иллюзию последовательного раскрытия.
Верхние ноты
Верхние ноты по праву являются самыми яркими в парфюмерном букете. Они улавливаются носом с первых мгновений знакомства с композицией, создают первое впечатление и задают настроение. От того, насколько гармонично будут выстроены ноты на верхнем уровне пирамиды, зависит общее восприятие аромата.
К наиболее распространенным нотам, использующимся в качестве вступительных аккордов, относятся:
- кислые цитрусовые (бергамот, апельсин, грейпфрут, лимон, флердоранж);
- сладкие фруктовые и ягодные (яблоко, персик, манго, вишня, малина, смородина);
- травяные и пряные (тимьян, перец, шалфей, лемонграсс, розовое дерево, кориандр, базилик, мята, анис, эвкалипт);
- акватические (свежие морские).
Все эти вещества, обладающие высокой летучестью, испаряются в течение 5-30 минут и создают постепенный переход к более насыщенным нотам сердца.
Ноты сердца
Центральные ноты являются «душой» парфюма, его «визитной карточкой» и основной темой, вокруг которой строится ароматический «каркас». Смыслообразующие мотивы слышны не так интенсивно, как стартовые, но отчетливо ощущаются рядом с точкой распыления. Важно, чтобы «сердце» было мягким, классическим, нейтральным, не раздражающим обоняние, поскольку оно раскрывается не для носителя, а для окружающих.
Среднее время звучания центральных нот составляет от 3 до 5 часов. Популярными срединными мотивами являются:
- цветочные и пудровые (лаванда, жасмин, герань, роза, ирис, пион, иланг-иланг, ветивер, нероли, пачули, сирень);
- фужерные (хмель, агава, табак);
- древесные (кедр, сосна, ель, кипарис);
- пряные (корица, кардамон, черный перец, мускатный орех);
- фруктовые.
- Базовые ноты
Базовые, или шлейфовые аккорды раскрываются последними, поскольку для их создания используются самые стойкие и концентрированные вещества с низкой летучестью. Появление нижних нот — это всегда сюрприз: в одних ароматах база вплетается в сердце, слегка смазывая завершение композиции, в других переломный момент наступает ярко и отчетливо, кардинально меняя звучание.
Шлейфовые аккорды могут показаться тривиальными, однако они уравновешивают аромат, обеспечивают стойкость парфюмерной композиции, добавляют ей глубины и объема. Продолжительность звучания базовых оттенков составляет 6-8 часов. Чаще всего в шлейфе можно услышать:
- амбру;
- мускус;
- ваниль;
- бобы тонка;
- мох;
- ладан;
- древесные ноты: сандал, кедр, дуб, мирт.
Выбор парфюмерной композиции — увлекательный процесс. Не следует бояться экспериментировать и пробовать новые ароматы, ведь только опытным путем можно найти свой идеальный запах.
Ароматизаторы в машину премиум-класса Dr. Vranjes